Просмотров: 372
СОДЕРЖАНИЕ
Цепной привод ГРМ - важная часть двигателя, на него возложена миссия синхронизации вращения коленчатого и распределительного валов в нижней и верхней части ДВС. Впускной и выпускной клапаны синхронно открываются и закрываются с точным соблюдением интервалов при вращении двигателя. Можно назвать этот элемент связующим звеном между частями двигателя и гарантом корректного сгорания. Внешне его цепь схожа с велосипедной и работает с более громким шумом, чем ремень. Зубчатые узлы плавно двигаются, они прочные и долговечные. Работа двигателя невозможна без него и поэтому за рабочим состоянием привода нужно тщательно следить. Неисправность газораспределительного механизма чревата серьезными последствиями на дороге вплоть до аварии и последующего капитального ремонта ДВС.
О том, что цепь пора менять можно понять по:
Первое, на что смотрят - пробег. У некоторых моделей японских и немецких автоконцернов периодичность замены цепи ГРМ заявлена как вечная. То есть, о ней можно не думать в течение всего срока эксплуатации. У других не меньше 200, а то и 500 тысяч км, но многое зависит от условий езды. У европейских малолитражек типа Пежо с однорядными цепями ресурс редко превышает 150 тысяч км.
Если с момента предыдущей замены автомобиль успел пройти хотя бы около 100 тысяч км, стоит записаться в СТО для проверки или, возможно, замены. Даже если это дорогая иномарка и никаких тревожных признаков в её поведении пока нет. Тем более это стоит сделать, если автомобиль куплен с рук,пусть продавец заявляет, что недавно все менял.
Все эти признаки не обязательно указывают именно на цепь, они могут сопровождать и другие серьезные неисправности. Поэтому до диагностики в автосервисе однозначные выводы делать рано. Больше всего должен насторожить металлический лязг и стук, это "фирменный" признак выработанной цепи ГРМ. Если он появился - цепь точно изношена, перескока можно ждать в любой момент. Остаётся как можно быстрее ехать в СТО, можно даже заказать для этого эвакуатор.
Меняют цепь вместе с роликами и натяжителем, их обычно заказывают комплектом.
Несмотря на высокий запас прочности, вечно ГРМ служить не может, особенно под высокими ежедневными нагрузками. Постепенно зубцы стачиваются и ломаются, цепь начинает проскальзывать. На этой стадии еще мало кто обращает внимание на состояние привода, но постепенно признаки скорой замены становятся все заметнее, вплоть до полного выхода двигателя из строя. Ремень в таких случаях обрывается и клапана сталкиваются с цилиндрами. Если это случилось на оживленной трассе, последствия могут быть еще серьезнее, вплоть до масштабного ДТП. У цепных приводов на этот случай стоит специальная защита - столкновения не произойдет, цепь просто перескочит, но и это губительно для мотора. В лучшем случае дело ограничится заменой прокладки, в худшем - придётся делать капитальный ремонт двигателя.
У дизельных моторов при перескоке и столкновении клапанов ломается распредвал - вместе с испорченной цепью придется менять и его, а следом систему клапанов и прокладку головки ГБЦ.
Замена цепи ГРМ своими руками - процедура сложная. Но при достаточном опыте и наборе инструментов можно провести её самостоятельно. Правда не во всех моделях. В некоторых, например KIA, шестерня напрессована на коленчатый вал под высокой температурой, поэтому самостоятельно снять её не удастся. Перед установкой новую модель осматривают, проверяют на прогиб в горизонтальном положении.
Для самостоятельной замены понадобится набор из:
Процедуру проводят на смотровой яме. Машину ставят на неё таким образом, чтобы оставался доступ к переднему колесу.
Перед снятием колеса фиксируют упорами. После этого:
Теперь изношенную цепь можно снять, вместе со звездочками. На звездочке коленвала несколько отверстий, нужно запомнить, в какое из них вставляется шпонка. Это важный момент при сборке - если отверстия перепутать, клапаны будут упираться в цилиндры. Ещё хуже, если пропустить этот момент и завести мотор - будет тот же эффект, что при обрыве цепи. Метка звёздочки должна совпадать с меткой коленвала.
Стоит осмотреть и зубья. Они не должны быть острыми. Если заострились, звёздочку тоже пора менять.
На новую цепь перед установкой наносят слой моторного масла. Её ставят снизу, заводя в двигатель медной проволочкой и надевают сначала на коленный, потом на распределительный валы. Возвращают на место все звёздочки и крепления, затягивают контргайки и возвращают на место успокоительную пластину.
Проверяют состыковку меток. Они должны строго совпадать, а нисходящая ветвь быть в натянутом состоянии.
Если метки не совпадают, цепь передвигают на нужное число звеньев.
После этого можно сесть за руль и запустить двигатель, проверить его в разных режимах, проехать по площадке, внимательно прислушиваясь. Если из-под капота идет ровный гул, не доносится никаких посторонних шумов, металлического лязга - цепь установлена правильно.
Натяжитель настраивают в точном соответствии с метками вала и цепи. Никаких провисаний быть не должно. Каждое звено в норме совпадает с шестернями валов.
Обычно натяжитель меняют вместе с цепью, после установки выдергивают защитную чеку.
Собираясь менять цепь ГРМ вне СТО, нужно иметь хороший запас навыков, опыта и терпения. Процедура займёт несколько часов, главное во время неё точно придерживаться инструкции.
Наш рейтинг: 4.6 (Отзывов: 50)