СОДЕРЖАНИЕ
- Функции ГРМ в автомобиле: зачем он нужен
- Срок службы ремня ГРМ и от чего он зависит
- Как выбрать
- Как заменить ремень ГРМ самостоятельно
Под газораспределительным механизмом понимают узел взаимосвязанных элементов, отвечающих за корректный впуск и выпуск клапанов мотора. Работа ГРМ синхронизирована с кривошипно-шатунным механизмом. Это сделано для того, чтобы поршневые и клапанные механизмы не соприкасались. Привод этого узла может быть цепным или ременным. Замена ремня ГРМ требуется чаще, чем цепи, о приближении этого момента машина сигнализирует рядом признаков, знакомых любому водителю.
Функции ГРМ в автомобиле: зачем он нужен
Зачем нужен газораспределительный механизм, понятно из самого названия - с помощью открывающихся/закрывающихся в конкретный момент времени клапанов он обеспечивает подачу в двигатель готовой горючей смеси и выпуск в цилиндры сгоревшего топлива. Большая часть ГВС оборудована четырехтактным механизмом, работа которого превращает энергию тепла в цилиндровой группе в механическую. В цикл последовательно входят :
- Подача топлива. Поршень идет от вершины вниз, открывается клапан горючего. Цилиндр заполняется готовой смесью. По команде электронного блока управления форсунка впрыскивает порцию воздушно-бензиновой смеси, клапан закрывает отверстие, коленчатый вал разворачивается.
- Сжатие. Дойдя до самой нижней позиции, поршень опять идет вверх, создавая компрессию в цилиндре. Этот процесс заканчивается с остановкой поршня на наивысшей позиции. Коленвал делает полный оборот вокруг оси.
- Рабочий ход. Поршень останавливается на самой высокой отметке, свеча дает искру, от которой вспыхивает воздушно-топливная смесь. Поршень под давлением устремляется вниз - это и есть рабочий ход,
- Вывод отработанных газов. Вращаясь, коленвал снова ведет поршень вверх, а газы выталкиваются через открывающийся клапан и далее - по выхлопной трубе. Коленчатый вал совершил двойной разворот.
Цепь, ремень или шестерни передают вращение на распределительный вал.
Конструкция
Чтобы полностью понимать принцип работы газораспределительного механизма, нужно знать, какие элементы входят в его состав, какую функцию выполняют. Узел отличается сравнительно простым устройством и состоит из:
- Впускных /выпускных клапанов. Они изготовлены из термоустойчивого сплава, не деформирующегося от большого давления и соединяются с механизмом при помощи так называемого седла. Обычно на каждый цилиндр приходится по 2 пары клапанов, то есть всего шестнадцать. Реже встречаются другие варианты - с тремя или пятью клапанами. Движение их обеспечивается приводом на гидротолкателе или роликовым рычагом.
- Пружины фиксации клапанов - она достаточно жесткая, чтобы гарантировать плотное закрытие и посажена на стержень.
- Гидрокомпенсатора - Выглядит как цилиндр с поршнем на пружине. Элемент дает низкую шумность, нулевой зазор, с ним ход двигателя более мягкий. Его ставят на клапанный толкатель.
- Роликового рычага. Это привод клапанной системы. Одна его часть стоит на стержне клапана, вторая закреплена на гидрокомпенсаторе или шаровой опоре.
- Распределительного вала. Он обеспечивает полноценную работу ГРМ в целом и поддерживает заданные циклы работы цилиндров и фаз.
- Дополнительных узлов. Это вспомогательные элементы, также поддерживающие корректную работу механизма - датчик Холла, с которого сигналы поступают в блок управления.
Именно ремень (или цепь) передает усилие вращения от коленчатого вала на распределительный, его зубчатые шкивы не дают сбиваться настройкам узла. Также он передает механическое усилие водяному насосу и иногда помпе.
Разновидности
Модели газораспределительных механизмов различаются:
- Положением распредвала- он может быть сверху или снизу.
- Числом распредвалов. Автомобиль может быть оборудован одиночным верхним распределительным валом (SOHS) или двойным верхним - DOHS. Как уже понятно из определения, у обоих положение верхнее.
- Типом привода - цепь на зубчатых шестернях или ремень. Цепь бывает 2 или 4-рядной. Этот механизм надежнее и безопаснее ремня, рассчитан примерно на 200 000 км. При износе бывает перескок и мотор просто останавливается, столкновения цилиндров с клапанами бывают редко. Зубчатый или поликлиновый ремень служит реже и за ним следить придется тщательнее - при обрыве клапаны налетают на цилиндры, что обычно означает капитальный ремонт двигателя и замену всего, чего только можно.
- Числом клапанов. Их может быть традиционно по паре на один цилиндр, есть и другие варианты : 2 на впуск, 1 на выпуск, по паре на впуск и выпуск или 3 впускных, 2 выпускных.
Шестеренчатые модели или смешанного типа (цепь и шестерни) встречаются очень редко.
Срок службы ремня ГРМ и от чего он зависит
Ремень ГРМ рассчитан максимум на 100 000 км. После его меняют вместе с роликами и натяжителем, иногда и в комплекте со шкивами и помпой. Это общее правило. Конкретная цифра написана в сервисной книжке автомобиля, зависит от стандартов автоконцерна. Причем у разных моделей одной и той же марки она разнится. Например на восьмиклапанной Лада Калина или Гранта 2 ремень предписано менять каждые 75 тысяч км. У новых моделей, начиная с 2021 года выпуска к этой цифре прибавилось еще 20 тысяч км.
Вообще, ресурс ремня, несмотря на хрупкость (он может растягиваться и расслаиваться, из него часто вылезают волокна), не намного уступает цепи и может продержаться все 200 тысяч километров, но с натяжителями, шкивами и опорами так не получится, они редко когда выдерживают больше полутора сотен тысяч километров. "Жизнь" ремня напрямую связана с количеством пройденных километров, но он может сократиться из-за:
- Частой, долгой работы двигателя вхолостую;
- Запуска "с толкача";
- Агрессивной езды, резкий газ, набор скорости и торможение;
- Частой перегруженности, проседания кузова, поездок с прицепами;
- Недостаточного прогрева мотора.
Если хозяин машины знает за собой хотя бы один "грешок" из списка, следует внимательнее относиться к поведению машины, прислушиваться к ней - признаки износа, скорее всего, появятся раньше, чем предполагается по срокам из руководства по эксплуатации. Они появляются и у аккуратных водителей. Например, может потечь сальник, его запас прочности невысок. Потеки масла приводят к расслоению и повреждению ремня ГРМ. Вскоре появятся и другие признаки, указывающие, что пришло время поменять ремень газораспределительного механизма
Как выбрать
Собираясь заказать новый ремень, смотрят на ряд характеристик:
- Тип (зубчатый или клиновидный);
- Геометрические параметры (длина, ширина, межосевое расстояние (дюймы и миллиметры).
Главным параметром остается бренд. Ремни и цепи от проверенных фирм отличаются надежностью и служат дольше остальных. К таковым относятся, к примеру, Gates, Bosch, Dayco, Contitech.
Как заменить ремень ГРМ самостоятельно
Сразу стоит сказать, что своими руками за эту задачу лучше не браться. Здесь играет роль все, вплоть до усилия при затягивании болтов, что не так просто в ограниченных условиях, например, частной мастерской или гараже.
Машину ставят на ровную площадку, поднимают ручник, колеса укрепляют упорами, чтобы не дать сдвинуться. Также стоит учесть, что у шестнадцатиклапанного мотора бывает два вала с отдельным шкивом на каждый. Ремень, соответственно, нужен длиннее, чем на восьмиклапанный мотор - он должен пройти через натяжитель, шестерни водного насоса и вспомогательный ролик.
Также в инструкции есть пункт о совмещении меток валов. Кажется, что это просто. Но с первого раза неподготовленный человек может не разобраться, где, что искать и какой вид имеют эти метки. Придется искать информацию в руководстве по эксплуатации и ремонту машины.
Если и это не останавливает от самостоятельной замены, дальнейшие действия идут в последовательности:
- Поднимают капот, отсоединяют минусовую клемму.
- Последовательно демонтируют колесо, защитную крышку мотора, ремень генератора. В некоторых моделях еще придется снимать бачок ГУР, интеркулер с клеммами, воздухозаборник, кронштейн кондиционера, что тоже не так просто и потребует времени.
- Шестигранником сворачивают винты крепления защитного кожуха и шестеренок.
- От датчика положения колевнвала (стоит не на всех моделях) отсоединяют разъем и провода.
- Скручивают крепление натяжителя ремня, снимают его вместе с опорным роликом.
- Изношенный ремень снимают.
- Проверяют расположение меток зубчатой шестерни (одной или двух) по отношению к меткам корпуса привода ГРМ. Они должны стоять друг против друга. Если стоят иначе, распределительный вал проворачивают ключом.
-
Откручивают и вытаскивают зубчатый шкив коленвала с шайбой. Это необходимо для того, чтобы проверить совмещенность меток зубчатой шестерни коленвала и масляного насоса. Он может сразу не податься, тогда ручку Г-образного ключа упирают в тягу, надевают снятую минусовую клемму и крутят стартером. После того, как болт выкручен, клемму снова снимают. Болт тоже не простая задача - для ее выполнения нужен пневматический гайковерт или помощь ассистента, который включит самую высокую передачу и нажмет педаль тормоза, пока мастер откручивает болт.
-
Заменяют опорный ролик новым.
- Ставят новый ремень ГРМ взамен истершегося. Его сначала набрасывают на зубчатую шестерню коленвала, проводят к опорному ролику, потом на шестерню помпы. При этом не забывать следить за метками, как они расположены. Они могут сбиться в любой момент. Если так и случилось, работу прерывают и занимаются метками, чтобы стояли как надо.
-
Устанавливают новый натяжитель, но не закручивают сильно.
-
Проверяют, ровно ли лежит ремень, после чего фиксируют и регулируют натяжение.
Все демонтированные части возвращают на место. После окончания работ обязательно проверяют машину в действии и прислушиваются к работе двигателя.
Уже по количеству пунктов и рекомендации позвать помощника понятно, что задача по замене ремня ГРМ довольно сложная. Многие этапы сопряжены с повышенным вниманием и даже опасны, например отсоединение клеммы и обесточивание автомобиля. Перед этим обязательно читают руководство по эксплуатации и ремонту. Все осложняется тем, что в некоторых моделях отсоединять ее вообще нельзя из-за последующего сброса настроек в электронной системе управления. Придется работать на необесточенной машине, что довольно опасно.
Оптимальный вариант - заказать услугу в автосервисе. То, на что потребуются в мастерской часы, а то и дни, в СТО пройдет в разы
быстрее благодаря новому оборудованию, инструменту и квалификации работников.